Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта
Главная » Информационный блок » Информация из прокуратуры » Порядок уведомления потребителя о приостановлении электроснабжения

Практика прокурорского надзора показывает, что достаточно часто у граждан возникают вопросы о правомерности приостановления электроснабжения жилых помещений при наличии задолженности по оплате коммунальной услуги. При этом актуальной является проблема надлежащего уведомления потребителя о приостановлении электроснабжения.

Пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлено, что исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю:

- путем вручения потребителю-должнику под расписку,

- путем направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении),

- путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления),

- иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.

Поставщик коммунальной услуги, вправе известить потребителя любым из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги. Законодательством не предусмотрено применение мер воздействия без уведомления об этом должника.

Анализ прокурорской и судебной практики показывает, что ненадлежащим признавались уведомления, которые: направлены простым почтовым отправлением; не вручены потребителю или фактически вручены неустановленному лицу; направлены по адресу нахождения жилого дома, в котором потребитель постоянно не проживает, при наличии реальной возможности извещения по указанному при заключении договора адресу регистрации.

Так, Верховный суд РФ в Определении от 10.07.2019 N 302-ЭС19-9896, в частности указал, что сам по себе факт направления в адрес должника предупреждения (уведомления) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причин неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Незаконным также признавалось отключение электроэнергии до истечения срока, предоставленного потребителю для погашения задолженности (20 дней со дня доставки потребителю предупреждения (уведомления)).

В случае несогласия с приостановлением электроснабжения действия поставщика электроэнергии могут быть обжалованы в жилищную инспекцию, прокуратуру или в суд.

Следует отметить, что в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" действие п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов приостановлено до 01.01.2021. Этим же Постановлением Правительства РФ определено, что все бытовые приборы учета могут применяться физическими лицами - потребителями коммунальных услуг - без проведения очередной поверки вплоть до 1 января 2021 г., в том числе и с истекшим сроком поверки. Ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны принимать показания таких приборов для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг. Неустойка (штраф, пени) не взыскивается. Принятые меры связаны с минимизацией рисков заражения населения в условиях распространения коронавирусной инфекции.

 

 

Прокуратура Нижегородской области

Дата регистрации: 06.11.2020г

Постановления